Осанка

Рекомендации родителям

     

 

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1.  Стоя, принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.

2.  Принять правильную осанку (как в упражнении 1). Отойти от стены на один – два шага, сохраняя правильную осанку.

3.  Принять правильную осанку, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку .

4.  Принять правильную осанку. Сделать один – два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

5.   Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку, приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 с. Возврат в исходное положение.

6.  То же упражнение , но без гимнастической стенки.

7.  Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать, принять исходное положение.

8.  Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку ( затылок, лопатки, ягодицы прижаты к стенке ).

9.  Исходное положение такое же как в упражнении 8, расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в исходное положение.

10.  Лечь на коврик на спину. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.

11.  Лежа на полу в правильном положении, прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое  было принято в положении лежа. Принять правильную осанку в положении стоя. Ходьба по залу с остановками, с сохранением правильной осанки.

12.   Принять правильную осанку в положении стоя. Ходьба по залу с остановками, с сохранением правильной осанки.

 

Упражнения для создания и укрепления «мышечного корсета»

1.  Из исходного положения лежа на животе, подбородком на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать это положение по команде инструктора.

2.  То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам  или за голову.

3.  Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании стилем «брасс»).

4.  Исходное положение то же. Движение рук в стороны – назад, в стороны – вверх.

5.  Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

6.  То же, что в упражнении 5, но совершать прямыми руками круговые движения.

Упражнения 1-6  надо выполнять с усложнением – задержкой до 3 -4 счетов.

7.  Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание выпрямленных ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

8. Исходное положение то же. Приподнимание обеих выпрямленных ног с удержанием  их до 3 – 4 счетов.

9.  Исходное положение то же. Поднять правую ногу, присоединить левую. Держать в таком положении до счета «5», опустить правую, а затем левую ногу.

10. Исходное положение то же. Приподнимать выпрямленные ноги, разводить их в стороны, соединять и опускать в исходное положение.

11. Исходное положение – лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание мяча партнеру, ловля с сохранением принятого положения головы и плеч.

12.  Исходное положение то же, приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью. Бросок мяча партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, ловить мяч.

 

 

 

Закаливание

     

 

     Закаливание способствует правильному развитию ребенка, укреплению его здоровья и повышению сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды. Под воздействием различных раздражений, получаемых ребенком из внешнего мира, в его организме вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить изменяющиеся условия жизни. Закаленный организм быстро приспосабливается к колебаниям внешней температуры (к жаре, холоду, ветру, дождю), к физической нагрузке и т.п.

У здоровых, закаленных детей всегда цветущий вид, хороший аппетит, спокойный сон. Такие дети редко болеют катаром верхних дыхательных путей, гриппом, воспалением легких, ревматизмом. Кроме того, они реже, чем незакаленные дети, заражаются инфекционными болезнями, а если и болеют, то переносят болезни легче и почти без осложнений.

Лучшие средства закаливания – воздух, солнечные лучи и вода. Изменение температуры – очень сильный раздражитель. Оно ведет к образованию соответствующих условных рефлексов, при помощи которых организм ребенка приспосабливается к воздействиям внешней среды.

Кора головного мозга, особенно в ранние возрасте, обладает так называемой пластичностью, т.е. способностью приспосабливаться к различным раздражениям, поступающим из внешнего мира. Каждое раздражение, попадая через воспринимающие нервные окончания в кору головного мозга, вызывает возбуждение определенного участка и оставляет в нем след. При последующих повторных раздражениях, например холодным воздухом, солнечными лучами или водой, происходит как бы наслаивание следов и образование временных связей, т.е. условных рефлексов. Работа всех систем организма, приспосабливаясь к новым раздражениям, перестраивается, и мы говорим, например, о том, что ребенок привыкает к холоду.

Кора головного мозга регулирует образование и расходование тепла в организме. Если родители постепенно не приучат ребенка к воздействию различных температур, то его нервная система не получит соответствующей тренировки, не сможет обеспечить необходимую регуляцию тепла в организме при резких колебаниях температуры. Поэтому и возникает переохлаждение или перегревание организма, ведущее к различным заболеваниям.

У закаленного ребенка образуются полезные условные рефлексы. Они проявляются, например, при раздевании и подготовке ребенка к обтиранию или обливанию прохладной водой: в это время у него изменяется дыхание, кровообращение, состояние кожного покрова, повышается обмен веществ и резко увеличивается выработка тепла в организме. Такой рефлекс как бы предупреждает события и обеспечивает высокую сопротивляемость ребенка к холоду. Все внутренние ресурсы самозащиты быстро мобилизуются для предохранения организма ребенка от переохлаждения.

 Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания: индивидуального подхода при выборе процедур, постепенности, а также систематичности и постоянстве закаливания. Не менее важен учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения процедуры.

Выбирая закаливающие процедуры для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психологическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. Состояние здоровья оценивается с учетом перенесенных заболеваний, соответствия развития возрасту, правильности вскармливания на первом году жизни и питания в последующие годы. Детей часто болеющих, ослабленных надо закалять очень осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций ребенка, постоянно консультироваться с врачом. Но ни в коем случае нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно необходимо для оздоровления.

Закаливающие процедуры не только повышают сопротивляемость к холоду, но и способствуют улучшению регулирующей функции коры головного мозга. Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведет к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребенка. Поэтому таким детям закаливание возбуждающими процедурами может принести вред; им показаны только успокаивающие процедуры, например обтирание, теплые ванны перед сном.

Детям у которых преобладают процессы торможения, не проявляющим интереса к подвижным играм, сонливым, которые много спят и медленно пробуждаются, полезны бодрящие процедуры, такие, как общее обливание или душ после сна.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если силу действия закаливающего фактора (воздуха, воды, солнечной радиации) увеличивать постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных (недоношенных, страдающих гипотрофией и рахитом).

Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием  каждого ребенка, его реакцией на данное воздействие. В начале закаливания каждая процедура сопровождается непосредственной ответной реакцией сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По мере повторения одних и тех же процедур, например обливания водой одинаковой температуры, эта реакция ослабевает и совсем угасает. При увеличении силы раздражителя, например при обливании более холодной водой, та же реакция вновь возникает. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя очень резко снижать температуру воды или воздуха, но в то же время надо учитывать, что и незначительное снижение не дает положительного эффекта.

В каждом отдельном случае необходимо уметь выбирать среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием. О правильности выбора свидетельствует реакция органов дыхания – кратковременное, непосредственно следующее за процедурой учащение и углубление дыхания и ощутимое, так же кратковременное, учащение пульса. Если кроме указанных признаков появляются дрожание, «гусиная» кожа, бледность покровов, синюшность губ, т. е. признаки переохлаждения, то надо немедленно вытереть ребенка мягким полотенцем и сделать массаж до легкого порозовения кожи.

Закалять детей надо постоянно. Повторять процедуры следует систематически в одно и то же время суток, так как неподкрепляемый условный рефлекс исчезает. Закаливающие процедуры нельзя отменять даже при легких заболеваниях детей, не сопровождающихся значительным ухудшением состояния. В таких случаях надо применять слабодействующие процедуры, менее сильные раздражители: обливание заменить обтиранием, используя воду на 2 -3 градуса теплее той, какую применяли, когда ребенок был здоров. После выздоровления ребенка температуру вновь постепенно следует снизить.

По мере изменения условий, связанных с характером погоды, закаливающие процедуры надо не отменять, а  несколько изменять. Например, общую воздушную ванну, применявшуюся в жаркие дни, при похолодании заменить прогулкой с частичным обнажением только рук и ног.

Во время проведения закаливания необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка, потому что от общей настроенности нервной системы зависит эффективность проводимых мероприятий. При бодром, жизнерадостном настроении ребенка регулирующая функция нервной системы улучшается, легче вырабатываются условные связи и быстрее достигается общий положительный эффект закаливания. Особенно важно учитывать настроение у маленьких детей. Если во время первой процедуры закаливания малыш ведет себя спокойно, то в дальнейшем он будет всегда принимать процедуру охотно.

 

 

Здоровое питание школьников

     К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак - ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.

В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки - это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лет - 90-100 г, или 2 -2,5 г на 1 кг веса.

Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

 

 

Здоровый Образ Жизни

     

 

 

   Цель жизненной позиции человека – это быть не только здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение, иметь здоровых детей, внуков, правнуков.

В большой медицинской энциклопедии: здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ),  здоровье – это состояние полного физического и психического  и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

 

От чего же зависит здоровье человека?

 

Здоровье – 100%

20% - окружающая среда или экология

20% - наследственность

10% - зависит от здравоохранения

50% - зависит от вас самих

(данные предоставлены ВОЗ)

 

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний. Чтобы сохранить здоровье необходимо наладить и соблюдать правильный образ жизни.

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение, бытовые взаимоотношения.

Образ жизни человека включает в себя 3 категории:

1. уровень жизни (экономическая категория);

2. качество жизни (степень комфорта);

3. стиль жизни (поведение).

Здоровый образ жизни – активная деятельность людей, которая направлена на сохранение и улучшение здоровья. По современным представлениям в понятие зож входят следующие составляющие:

1.                      РЕЖИМ (установленный порядок жизни). Режим дня помогает хорошо учиться и укреплять здоровье. Режим дня является секретом всех «успеваек» в течение дня. Составной частью режима является сон. Длительность сна должна быть 8 часов у взрослого, а у ребенка – ночной сон продолжается 10-11 часов, днем же ребенок спит в течение 1,5-2,5 часов.

2.                      УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Двигаться надо в течение всего дня. Для улучшения двигательной активности необходимо ежедневно проходить 7-8 км. Подъем на 1 ступеньку прибавляет 4 секунды жизни. 10 минут подскоков = 30 минутам игры в теннис.

3.                      ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ. Одним из принципов правильного питания является его разнообразие.

4.                      ЗАКАЛИВАНИЕ. (с помощью воздушных ванн, правильный подбор одежды и обуви). Сильным фактором закаливания является холод. Холодная вода вызывает первоначальное сужение, а потом расширение сосудов. Так происходит отлив крови от кожи и прилив к ней. Сосуды кожи совершают гимнастику. Закаливание тренирует, прежде всего, нервную систему. Она легко и быстро обеспечивает «установку» организма на действие холода, ветра, жары и т.д. Под воздействием холода организм проводит больше тепла, изменяется деятельность желез внутренней секреции, повышаются давление крови, скорость кровотока. Закаливание усиливает обмен веществ. Все это тренирует силы организма.

5.                      ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. Соблюдение гигиенических норм в повседневной жизни не только благотворно влияет на здоровье, но и способствует выработке настойчивости, требовательности к себе и уважения к окружающим. При выработке гигиенических навыков нужна известная сила воли, последовательность, преодоление неорганизованности. Разумное соблюдение гигиены всегда на пользу каждому человеку и обществу.

Уважаемые родители, помните! Соблюдение режима дня и правильно питания, удовлетворение биологической потребности организма к движению, закаливание, отказ от вредных привычек поможет вам и вашим детям приобщится к здоровому образу жизни и укреплять как физическое, так и психическое и социальное здоровье.

 

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz